Главная
Новости
Электронная учительская
Единый государственный экзамен
Наш лицей
WWW класс
Информатизация
КПМО      
Публичный отчет лицея
Лицеистам
Родителям
Дошкольное учреждение
НОУ "Возрождение"
Газета "Вестник лицея"
Фотогаллерея
Школьный музей
Форум
Гостевая книга

БИНОМ.Лаборатория знаний.Методическая служба
Образовательные проекты Кирилла и Мефодия
Кабардино - Балкарский Республиканский Центр Дистанционного обучения
Издательская фирма "Сентябрь"
Роботландия
Образовательный портал Ucheba.com
Всероссийская игра - конкурс по информатике 'Инфознайка'

Информация о школьном логопункте




 

Режим работы: с понедельника по пятницу с 12 до 16 часов.

Логопед Алпатова Юлия Сергеевна

Возрастные нормы становления речи.

Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку.

В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

Существуют определённые возрастные нормы становления речи в период до 3-х лет.

Первый год жизни.

2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о» (гуление).

4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.

7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо.

9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет становится более сложным.

10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения. Например, малыш с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это?»; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Второй год жизни.

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует слова-корни, выделяя их из слов, которые слышит у взрослых. Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Третий год жизни.

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас стремительно растёт и к 3-м годам он может составлять более 1000 слов! Дети в этом возрасте могут придумывать свои собственные слова.

Опережение или отставание от предложенных норм на 1-2 месяца является вариантом нормы. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Задержка речи после 3-х лет может негативно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Поэтому при сильном отставании ребёнка от возрастных норм необходимо срочно обратиться к специалисту (логопеду, психологу, невропатологу) за помощью.

                                     Логопед Алпатова Юлия Сергеевна
    
    
    
    

| Главная | Новости | Электронная учительская | ЕГЭ | Наш лицей | WWW класс | Информатизация | КПМО | Публичный отчет |
 |
Лицеистам | Родителям | Дошкольное учреждение | НОУ "Возрождение" |
  |
Газета "Вестник лицея" | Фотогаллерея | Школьный музей | Форум | Гостевая книга |

Copyright © 2010 Кабардино-Балкарская республика,г.Прохладный, МОУ "Лицей №3",
Copyright © 2010 Симонова Т.А.

 


Hosted by uCoz