Информация о школьном логопункте
Режим работы: с понедельника по пятницу с 12 до 16 часов.
Логопед Алпатова Юлия Сергеевна
Виды речевых нарушений.
Основные нарушения речи, встречающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задержка речевого развития (ЗРР) - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Дислалия - это самое распространенное нарушение, при котором некоторые звуки произносятся искажённо или совсем не произносятся. При этом у ребёнка хороший словарный запас, он правильно строит предложения и согласует слова
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой; при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Речь смазанная, нарушено голосообразование, темп, ритм, интонация речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Голос при ринолалии приобретает назальный оттенок.
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
При заикании характерны вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).
Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют 2 формы алалии:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос).
Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы. Существуют 2 формы мутизма:
общий мутизм - ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм - своим молчанием ребёнок протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм – это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
При аутизме с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери. Такие дети легко возбудимы и иногда агрессивны; часто зацикливаются на чем-то, могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи, например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки. Для детей с аутизмом характерно чувство страха, но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
У детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
речь детей с ОНР является малопонятной.
Логопед Алпатова Юлия Сергеевна
|