Главная
Новости
Электронная учительская
Единый государственный экзамен
Наш лицей
WWW класс
Информатизация
КПМО      
Публичный отчет лицея
Лицеистам
Родителям
Дошкольное учреждение
НОУ "Возрождение"
Газета "Вестник лицея"
Фотогаллерея
Школьный музей
Форум
Гостевая книга

БИНОМ.Лаборатория знаний.Методическая служба
Образовательные проекты Кирилла и Мефодия
Кабардино - Балкарский Республиканский Центр Дистанционного обучения
Издательская фирма "Сентябрь"
Роботландия
Образовательный портал Ucheba.com
Всероссийская игра - конкурс по информатике 'Инфознайка'

Информация о школьном логопункте




 

Режим работы: с понедельника по пятницу с 12 до 16 часов.

Логопед Алпатова Юлия Сергеевна

Игры и упражнения для развития речи ребёнка.

Словесные игры.

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приема у врача и т.п.

Самая известная – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игроком. Игру можно назвать «Словесный поезд», где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой.

Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «торТ», второй – «ТанК», третий – «КонфетА» и т.д.

Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка, развивает быстроту реакции и эрудицию. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.).

Азбука из предложений. Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро составлять предложения с ключевым словом.

Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Ребёнку необходимо составить двустишие с рифмами, например, «тень – день» или «конфетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст.

Знакомство с новыми словами. Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем ребёнку предлагается составить с этим словом 1-3 предложения.

Например, родитель называет слово «контракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает ребёнку составить предложение, включающее слово «контракт». Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка .

Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Кто? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.

Пример:
Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?»
Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на поезд».

Упражнение «Поменяй букву». Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)

Один – много. Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.

Продолжение предложений текста. Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам ребёнок в соответствии с контекстом.
Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь.

Подбираем придаточное предложение. Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди».

Фразы для продолжения:
Дождь лил так сильно, как будто;
На улице было так темно, словно;
Стало очень-очень тихо, так как;
В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;
Буратино не пошел в школу из-за того, что…

Изложение прослушанного своими словами. После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите ребёнку пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п Вопросы по прочитанному лучше задавать не сразу, а на следующий день.

Упражнение-игра «Быстрей, еще быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-, ми-, па-, ук-, ра- и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.

Подбор синонимов-антонимов. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).

Игра «Какое слово в предложении лишнее?»

Мама посолила суп солью.
В саду гуляют маленькие малыши.
Липа пахнет запахом мёда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
Антон был ленивым лентяем.
У меня есть деревянная деревяшка.
У Саши в августе месяце день рождения.
Валера рассказал интересный рассказ.
Малыш шептал шепотом.
Дедушка был ворчливым ворчуном.
Мы любим праздновать праздники.
В магазине продаются сладкие сладости.
Ворона клюнула клювом кота.
На лугу белели белые ромашки.
На рисунке Оля нарисовала лес.
Я люблю встречать утренний восход солнца.
На поле синели синие васильки.
У туристов всегда есть запасной запас воды.
Верблюды блуждали по пустынной пустыне.
Вчера мы купили много покупок.
У моей подружки голубоглазые глаза.
Все восхищались геройским поступком героя.
Вдруг просигналил сигнал.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Для того, чтобы научиться правильно произносить такие звуки как [С, З, Ш, Ж, Р, Л], ребенок должен уметь делать достаточно сильный выдох. Эти упражнения помогут также в профилактике заикания, «проглатывания» звуков.

1. Подуть на цветок одуванчика, чтобы слетели все пушинки. Ребенок должен справиться за 3 – 4 раза.

2. На раскрытую ладонь кладете кусочки ваты или обрывки салфетки, маленькие бумажные снежинки. Нужно сдуть «снежинки» с ладони.

3. Подвесить на ниточке бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Ребенок должен дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не дольше 10 секунд, с паузами, чтобы у малыша не закружилась голова.

4. «Загони мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

5. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а посередие образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Гимнастика для органов речи.

Для того. чтобы научиться правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки ребёнку необходимо подготовить соответствующую артикуляционную базу. Успешное овладение приведёнными ниже упражнениями к началу обучения существенно сокращает время на постановку звука.

1. «Наказать непослушный язычок» - скажи: па-па-па, пя-пя-пя (губами шлёпать по языку).

2. «Покусаем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперёд язык.

3. «Мостик» - широко открыть рот, широкий кончик языка опустить за нижние зубы и упереться в них языком, плотно прижать боковые края языка к верхним коренным зубам.

4. «Маляр» - поднять язык к нёбу, и водить, поглаживая кончиком языка как кисточкой, по нёбу взад-вперёд.

5. «Цоканье» - поцокать, как лошадка. Неободимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

6. «Грибок» - медленно «поцокать» и приклеить язычок к нёбу (из языка получилась шляпка гриба); открыть рот пошире, удерживая приклеенный язык (получилась ножка гриба из подъязычной связки).

7. «Гармошка» - медленно поцокать и приклеить язычок к нёбу («Грибок»), не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная вязка растягивается, как меха гармошки).

                                     Логопед Алпатова Юлия Сергеевна
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

| Главная | Новости | Электронная учительская | ЕГЭ | Наш лицей | WWW класс | Информатизация | КПМО | Публичный отчет |
 |
Лицеистам | Родителям | Дошкольное учреждение | НОУ "Возрождение" |
  |
Газета "Вестник лицея" | Фотогаллерея | Школьный музей | Форум | Гостевая книга |

Copyright © 2010 Кабардино-Балкарская республика,г.Прохладный, МОУ "Лицей №3",
Copyright © 2010 Симонова Т.А.

 


Hosted by uCoz