Первоклашка. Адаптация к школе
С первых школьных дней на ребенка обрушивается не только шквал новой информации. Он попадает в совершенно новые условия, где существуют жесткие правила и условия поведения. Всевозможные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно», «должен» лавиной обрушиваются на первоклассника.
Новые требования полностью противоречат естественным желаниями побуждениям ребенка. К новым условиям необходимо адаптироваться, и для этого требуется время. Для всех этот непростой период протекает по-разному. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Кому-то достаточно поддержки родителей. Для некоторых детей задача адаптации становится непосильной, и требуется помощь психолога.
Однако, для любого, даже для детей с очень крепкой и здоровой нервной системой, начало школьной жизни является сильным стрессом. Причем, зачастую, половина стресса передается ребенку от родителей, от волнующихся мам и бабушек, ведь дети еще очень восприимчивы к их настроению.
Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
В этот период мама должна всегда быть рядом, причем она должна быть спокойной и уверенной. Нельзя давать никаких негативных оценок школе, показывать свое волнение и сильную озабоченность ситуацией. Только спокойное, дружелюбное отношение. Ребенок должен чувствовать, что в его сильно изменившемся мире остался островок стабильности и спокойствия, где его любят, и где остались прежние, незыблемые порядки.
Ни в коем случае нельзя менять школу, метаться между классами и пытаться найти другого учителя. Все это можно сделать чуть позже, когда ребенок адаптируется к школе, как к неизбежному факту в своей жизни.
Молокова Наталья Васильевна, классный руководитель 4 "Г" класса, Симонова Т.А., учитель информатики
|