Наверное, не зря в народе говорят, что в 1 класс нужно идти выбирая не школу, а «на учительницу». То есть прежде всего ищем хорошего учителя, и идем к нему в класс. А к окончанию начальной школы задумываемся от том, продолжать ли обучение в этой школе, или переводиться в другую.
Но как выбрать первого учителя, и не ошибиться?
Обязательно познакомьтесь с директором школы и завучем начальных классов. Не бойтесь им сказать, что очень волнуетесь о выборе школы и учительницы. Если вам повезет, вы получите массу полезной информации. Прежде всего, послушайте, какие учителя будут «брать» первый класс в будущем году. Спрашивайте о возрасте, семейном положении, наличии детей (будет не очень хорошо, если учительница уйдет в декрет, не доведя ребенка до конца начальной школы). Вы сами знаете вашего ребенка, и поймете, какой должна быть ВАША учительница. Кому то нужна строгая, спокойная, невозмутимая учительница. Кому-то активная, веселая, открытая. Кому-то пожилая, кому-то молодая. Иногда «с пылу с жару» из института выходят совершенно потрясающие учительницы! Их главное преимущество — желание работать с детьми.
Можете пропустить мимо ушей «рекомендации профессионала», разговоры о «высшей категории» и звании «учитель-методист», «учитель года». Иногда способность выполнить все категорийные требования не увязывается с элементарными способностями наладить контакт с детьми. А эти способности выяснить можно, лишь пообщавшись с родителями детей, которых выпускает та или иная учительница. Однако и здесь есть некоторые «секреты»: не встречались ли вам в жизни учителя, которые были способны так работать с родителями, что они, очарованные учителем, полностью становились на его сторону, не обращая внимания на стенания и обиды детей? Так что мнения других родителей тоже не всегда могут быть объективными.
Некоторые родители будущих первоклассников умудряются «выяснить все» о стиле общения учительницы, наблюдая на перемене или после уроков, как относятся к ней детишки: «висят» ли на ней, как елочные украшения, или предоставлены сами себе, в то время, как она проверяет тетрадки. Не пытайтесь спрашивать мнения об учительнице у детей: им свойственна влюбленность в первую учительницу, даже иногда самую равнодушную или крикливую.
Если ваш «шпионаж» подтвердил, что именно эта учительница — предел ваших мечтаний, то познакомьтесь с нею поближе, узнайте, какие у нее требования к детям. Здесь вы «кладете на весы» индивидуальные особенности вашего ребенка и слова учительницы. Ваш не приемлет критики? – А она терпеть не может, когда делают «не так». Ваш не любит, когда на него кричат, замыкается? – А у нее просто голос «такой»… Вашего нужно подбодрить, он медлительный? – А она – торопыга, говорит только о том, что важно на уроке сделать побольше. Конечно же, вопросы не нужно задавать «в лоб», типа: «А не громко ли вы говорите с детьми?». Предварительно скажите, что хотели бы поговорить ее требованиях, а в них ищите особенности ее темпа, стиля общения с детьми и родителями.
При этом нужно помнить, что ваше восприятие «особенностей ребенка» не всегда объективно, потому, возможно, придется посоветоваться и со школьным психологом именно этой школы.
Если «разведочное» знакомство неудачно, то есть смысл спросить у этой же учительницы, не посоветует ли она кого-то из коллег в этой же школе, кто бы смог подойти с пониманием к особенностям вашего ребенка.
И последняя проверка — личный контакт. Ведь бывает не только любовь с первого взгляда, но и антипатия. Важно, чтобы учительница понравилась ребенку, ведь отношение к ней — хотя бы маленькая гарантия, что кризис семи лет пройдет для сына или дочки полегче и без последствий.